На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Суворов таких "атлетов" увольнял беспощадно! Их в бой надо нести ...Министр обороны Р...
  • А Кудасов
    А командир танка в это время ...  придумайте сами.Начальник медицин...
  • Андрей Тихонов
    Губера и всех участников на нары, калбиоов на хер в кишлаки....В Санкт-Петербург...

Итоги месяца мусорной реформы в Петербурге. От гор мусора до пропавших баков

Мусорный коллапс начала 2022 года постепенно разрешается, пусть говорить о его полном завершении пока рано. Однако помимо сложностей с вывозом отходов первые недели мусорной реформы высветили и некоторые другие проблемы в Петербурге: из части районов исчезли баки для раздельного сбора, а в пригороде появилась новая свалка.

«Бумага» рассказывает о первом месяце мусорной реформы в городе и обозримых перспективах.

Вывоз мусора: местами проблемы сохраняются, на выезде из города образовалась свалка

Год назад аналогичная ситуация сложилась на площадке бывшего регионального оператора Петербурга МБПО-2 в Янине. Сортировочный комплекс закрыли в том же месяце, позднее МБПО-2 лишился контракта регионального оператора.

За неделю с 17 января по 24 января на горячую линию «НЭО» поступило около 500 заявок на несвоевременный вывоз отходов. Это в 1,5 раза меньше, чем ежедневно поступало в новогодние праздники, рассказали «Бумаге» в пресс-службе компании. В сообществе «НЭО» во «ВКонтакте» под публикациями всё еще появляются десятки фотографий заваленных контейнерных площадок по разным адресам, но их значительно меньше, чем в первые дни года.

Тем не менее говорить о полной стабилизации вывоза мусора в городе, кажется, пока рано. Самым проблемным, по данным Смольного, в конце января остается Калининский район. При этом, со слов вице-губернатора Валерия Пикалева, курирующего мусорную реформу, сложности сохраняются только в четырех районах, а значит, называть происходящее в городе мусорным коллапсом, считает Пикалев, уже нельзя.

Согласно опубликованным «НЭО» данным, более половины жалоб связаны с работой ООО «Эко Лэнд» — относительно молодой компании, которая отвечает за вывоз отходов в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Петроградском, Приморском, частично в Невском и Центральном районах. Ранее некоторые эксперты высказывали опасения относительно того, что компании недостает мощностей.

В середине января активисты «Зеленого Фронта» вместе с комитетом госэконадзора Ленобласти проверили производственную площадку, закрепленную за компанией «Эко Лэнд», в окрестностях Большой Ижоры в Ломоносовском районе и обнаружили там масштабную свалку, предположительно незаконную. Как отмечают в «Зеленом Фронте», согласно санитарно-эпидемиологическому заключению на объект, отходы должны сразу поступать в приемное отделение комплекса, а не складироваться рядом. При этом за пределами участка нарушений не выявили. Активисты и чиновники направили информацию на проверку в Росприроднадзор.

«Бумага» отправила запрос в «Эко Лэнд», а также неоднократно пыталась связаться с директором по развитию предприятия Александром Поповым, но на момент публикации материала в компании не ответили. «Эко Лэнд» игнорирует запросы «Бумаги» с конца декабря 2021 года и в целом почти не комментирует СМИ свою деятельность. В «НЭО» к выходу текста также не прокомментировали происходящее на комплексе подрядчика.

Год назад аналогичная ситуация сложилась на площадке бывшего регионального оператора Петербурга МБПО-2 в Янине. Сортировочный комплекс закрыли в том же месяце, позднее МБПО-2 лишился контракта регионального оператора.

Фото: Ольга Романова, Приморский проспект, 147.
Фото: Мария Огородник
Фото: Лариса Клушина, Короленко 7

Раздельный сбор: некоторые районы остались без баков

Еще одна причина жалоб петербуржцев — пропажа из части дворов контейнеров для раздельного сбора. Сообщения об этом поступали из Адмиралтейского, Петроградского, Центрального, Невского и других районов. На проблему обратила внимание Оксана Дмитриева, депутат Госдумы от Петербурга: она направила соответствующий запрос в комитет по природопользованию.

Как пишет «РБК», в ответ на запрос Дмитриевой гендиректор «НЭО» Екатерина Горшкова сообщила, что регоператор создаст собственную систему раздельного накопления отходов (РНО) в городе. В компании собираются учесть плотность населения, структуру застройки и степень загруженности дорог — это может занять до полутора лет. Пока же компания в рамках эксперимента согласовала для «АртЭко СПб» установку 3200 контейнеров раздельного сбора отходов в Калининском районе.

Проблему с баками подтверждают и перевозчики. Так, в пресс-службе «Петро-Васта» «Бумаге» сообщили, что в ближайшее время компания вынуждена снять контейнеры для раздельного сбора отходов в районах, которые больше не обслуживает, — например, в Невском. Однако, отмечают в компании, в Выборгском, Петроградском, Колпинском и Курортном районах останутся контейнеры для вторсырья, установленные в рамках проекта «Разделяя — сохраняй!». В планах компании также установить дополнительные контейнеры в Невском, Петродворцовом и Кронштадтском районах, но точные сроки в «Петро-Васте» пока не называют.

При этом председатель правления ассоциации «Раздельный Сбор» Татьяна Нагорская в разговоре с «Бумагой» отметила, что, по данным ассоциации, количество контейнеров для раздельного сбора в городе не уменьшается, но они перемещаются по районам. По словам Нагорской, «НЭО» пообещал сохранять существующую инфраструктуру по раздельному накоплению отходов.

Татьяна Нагорская также отметила, что ассоциация не наносит на карту точки с баками для раздельного сбора отходов, которые принадлежат «Эко Лэнду», так как, по ее мнению, компания «вывозит раздельно собранные отходы вместе со смешанными». В «Эко Лэнде» свою позицию по этому вопрос снова не прояснили.

Нагорская считает, что сферу раздельного сбора эффективнее оставить частным специализированным компаниям — по ее мнению, они лучше ориентируются в специфике обращения с вторсырьем. Сейчас оператор работает с небольшими перевозчиками, и ассоциация приветствует это.

Как коллапс объясняют власти и оператор

Нехватка ресурсов у перевозчиков

Перед началом мусорной реформы «НЭО» провел четыре конкурса на вывоз отходов — у города появилось три официальных перевозчика вместо примерно десяти, как было ранее. Все эти компании получили большие объемы отходов, чем обрабатывали ранее.

Представители оператора признали, что проблемы с вывозом мусора произошли в том числе из-за нехватки мощностей, коснувшейся не только «Эко Лэнда», но и других перевозчиков. В «НЭО» добавили, что в начале года оператор «своими силами» помогал «Эко Лэнду», арендовав дополнительные машины. В Смольном главной причиной произошедшего тоже назвали «нехватку транспорта».

Однако участники рынка и источники в «НЭО» в разговоре с «Бумагой» отмечают, что проблем могло бы быть меньше, если бы перевозчики привлекли субподрядчиков. Кроме того, оператор не прислушался к рекомендациям комитета по природопользованию и экспертов сохранить уже действующих перевозчиков. Так, крупнейший перевозчик города — АО «Автопарк № 6 „Спецтранс“» — не получил контракт. А «Эко Лэнд» стал работать на севере, хотя до этого обслуживал юг. Другие перевозчики также частично начали работать на новой территории.

Хаотичная смена контейнеров

В начале 2022 года жители Петербурга жаловались не только на невывезенный мусор, но и на отсутствие баков — из-за этого мусорные кучи увеличивались в размерах прямо на контейнерных площадках и у парадных. На проблему с заменой оборудования там, где с 1 января появились новые подрядчики, обратил внимание замглавы комитета по природопользованию Иван Казаков, а также вице-губернатор Пикалев.

В «НЭО» тоже упоминают проблемы со сменой контейнеров. Оператор отдельно отмечал, что АО «Автопарк № 6 „Спецтранс“», не выигравший конкурс на вывоз мусора, отказался сообщить региональному оператору график вывоза контейнеров с контейнерных площадок. Перевозчик же утверждает, что получил письмо от оператора за три дня до Нового года, а этого было недостаточно. В то же время издание «РБК Петербург» сообщало, что «НЭО» в середине декабря разослал лишившимся контрактов перевозчикам письма, в которых предупредил об обязанности убрать свои контейнеры «в срок до 23:00 31.12.2021».

Представители «НЭО» ранее заявляли, что у большого числа контейнерных площадок в Петербурге сменились перевозчики. Некоторые, по словам оператора, закончили работу еще 27 декабря, то есть отходы начали копиться уже тогда. Президент Петербургской ассоциации собственников жилья Гульнара Борисова в разговоре с «Бумагой» сообщила, что некоторые перевозчики действительно перестали вывозить мусор за два дня до Нового года.

В середине января в «НЭО» рассказали о прибытии в город новой партии контейнеров для отходов, тогда же пресс-служба пообещала разместить их по адресам в ближайшее время.

Изъяны территориальной схемы

Еще одной проблемой первого месяца реформы вице-губернатор Пикалев назвал то, что «новый региональный оператор не до конца изучил маршруты». Территориальную схему, которую составляли петербургские власти и которая содержит все данные об отходах, опубликовали в начале 2020 года. Документ сразу подвергся критике. Среди претензий, в частности, — некорректные данные по количеству отходов и перечню образователей отходов. В мае 2021 года документ обновили, но существенных изменений по этому пункту в нем не появилось.

Источник в «НЭО» рассказал «Бумаге», что компаниям-перевозчикам пришлось в ручном режиме собирать адреса площадок, но завершить эту работу за три недели было невозможно. Источник также отмечает, что указанные в территориальной схеме объемы отходов «сильно отстают от реальных». Об этом говорили и представители «Петро-Васта», однако в пресс-службе «Автопарка № 1» с доводами не согласны и оценивают данные как близкие к реальным.

Припаркованные автомобили

Однако президент Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова считает довод «НЭО» необоснованным. В разговоре с «Бумагой» она отметила, что ранее таких масштабных проблем из-за запаркованных дворов не было.

Однако президент Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова считает довод «НЭО» необоснованным. В разговоре с «Бумагой» она отметила, что ранее таких масштабных проблем из-за запаркованных дворов не было.

Медленный ход подготовки реформы

Подготовка мусорной реформы по всей России началась в 2017 году. Петербург получил отсрочку и вступил в проект только через три года. При этом большинство решений всё равно принималось в сжатые сроки — всего за полгода до начала действия реформы в городе.

В январе 2021-го появился общий для Петербурга и Ленобласти оператор по обращению с отходами, однако тендер на 10-летний контракт регионального оператора города Смольный объявил только в июле, когда до вступления региона в реформу оставалось менее полугода. Активная подготовка Петербурга к реформе началась осенью — тогда «НЭО» объявил тендеры на вывоз мусора. Окончательно их результаты утвердились только в начале декабря, тогда же «НЭО» начал заключать договоры с УК и ЖКС. То есть в городе не было переходного периода, как в Ленобласти.

Что еще происходит вокруг мусорной реформы?

На этой неделе рабочая группа Закса обсудила два законопроекта, касающихся работы с мусором. Они пока не внесены на рассмотрение, сообщил «Бумаге» депутат Александр Ходосок.

Первый законопроект подразумевает изменения в Экологическом кодексе Петербурга. Документ предполагает передачу полномочий, связанных с расположением и содержанием контейнерных площадок, районным администрациям и комитету по природопользованию. Это должно помочь избежать ситуации, когда территориальная схема не отражает ряд объектов накопления, а также вывести финансирование содержания площадок на один районный уровень.

Второй обсуждаемый законопроект касается зон перегрузки мусора. В проекте предлагается ограничить места размещения зонами, специально предназначенными для объектов обращения с отходами и изолированными как от жилых, так и от общественно-деловых кварталов.

Кроме того, вице-губернатор Валерий Пикалев заявил, что «НЭО» подготовил единую концепцию по обращению с отходами Петербурга и Ленобласти, документ уже согласован губернаторами регионов, вскоре его опубликуют для публичных слушаний. По словам Пикалева, этот документ позволит синхронизировать территориальные схемы области и города.

Вице-губернатор также сообщил, что «НЭО» заканчивает изыскательные работы на предложенных ему участках и вскоре объявит о начале общественных слушаний по поводу строительства мусороперерабатывающих комплексов там. Подробнее о предполагаемых заводах — по ссылке.

Представители «НЭО» в разговоре с «Бумагой» обещают решить вопрос в течение нескольких недель, но предупреждают, что горожанам не стоит ждать стахановских темпов. На прошлой неделе число мусоровозов в городе выросло до 450, девять прибудут в город на этой неделе, в феврале появятся еще 30.

После того как работа будет отлажена, региональный оператор обещает проанализировать сложившуюся ситуацию, детально разобраться в причинах возникших проблем. Кроме того, в «НЭО» отметили, что «Эко Лэнд», «скорее всего, разделит с оператором финансовое бремя штрафов».

Что еще почитать:

  • Ответы на главные вопросы о мусорном коллапсе: почему он начался, закончится ли и куда обращаться. 
  • Будущие заводы, протесты и риск коллапса. Читайте главное накануне мусорной реформы в Петербурге. 
  • Где могут появиться мусорные объекты. Главное о новой терсхеме Ленобласти и планах по сжиганию и переработке отходов

Перевозчик отвечает за вывоз мусора в Курортном, Кронштадтском и Петродворцовом районах.

Калининский, Выборгский, Приморский и Невский районы

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх