Как петербуржцы благоустроили заброшенный лес у парка 300-летия и построили там веревочный городок, горки и места для отдыха

Летом 2020 года жители Приморского района расчистили полузаброшенный участок у парка 300-летия и построили на нем детский веревочный городок из шин, катушек, веревок и бревен. Они также обустроили спуски к воде и поставили скамейки, назвав пространство «Лесок гавани».

На участке планируют построить апарт-отель, но жители надеются, что с помощью партизанского благоустройства смогут защитить территорию. Они планируют улучшать пространство, устраивают там субботники и соседские праздники.

«Бумага» поговорила с создателями «Леска гавани» Алексеем и Александром.

Как жители Приморского района решили расчистить пляж около дома

Алексей Стрельников: Я живу в доме, ближайшем к «Леску». Несколько лет назад я решил отпраздновать на мысе между пляжами свой день рождения. Но когда мы пришли сюда с женой, то поняли: гостей в это место звать нельзя. Здесь был свинарник: один посидел и оставил мусор, а дальше понеслось как снежный ком. Тогда с маленького участка земли мы вывезли десять мешков мусора.

Это место было ничьим, оно просило ухода. Семь лет назад его перевели из ЗНОП под деловую застройку, а сейчас тут планируют возвести апарт-отель. Я гулял здесь с детьми, думал, планировал и потихоньку собирал мусор, а потом стал замечать, что у меня появляются последователи. Мамы с колясками, собаководы — они потом организовались и вывезли два «камаза» разом. После этого на пляже стало приятно находиться.

Александр Ветров: Я тоже гуляю здесь с детьми. Когда пришел сюда первый раз, то подумал: надо же, как муниципалы хорошо работают — здесь было достаточно чисто. А когда познакомился с Алексеем, узнал, что это дело рук местных.

Летом мы построили на пляже тарзанку, вкопав в землю бревна. Долго она не прожила — почва здесь сложная, но мы увидели большой потенциал у этого места. Поняли, что его можно привести в порядок, чтобы гулять и отдыхать с семьей, с детьми, с собаками.

Пляжи здесь прекрасные, а у нас есть руки, время и силы. Хозяин земли — тот, кто на ней что-то делает. Я почувствовал себя хозяином.

Фото: Егор Цветков

Как появился «Лесок Гавани»

АВ: В 2020 году мы решили разобрать мусор, который был в лесу рядом с пляжем: что-то вывезли, что-то — приспособили.

Мы решили сделать веревочный парк. Но когда начали, поняли, что материалов уже не хватает. Поехали искать шины в шиномонтажах, катушки взяли на соседней стройке. Очень удобные штуки: их можно использовать как стол или соорудить из них башню.

Получилась довольно длинная веревочная трасса. Но 7 января 2021 года кто-то пришел сюда, обрезал веревки на деревьях, облил всё бензином и поджег. Честно говоря, даже не узнавал номер дела в полиции — его завели автоматически, так как это был поджог. Думаю, они всё равно никого не найдут.

АС: В прошлом году мы немного расчистили место, чтобы территория нормально просматривалась. Выгребли траву, чтобы земля просыхала и не болотилась.

Кроме веревочного парка поставили лавочки с катушками вместо столиков, качели, обустроили спуск к воде. Построили пирамиду — по ней могут карабкаться дети, а если накрыть ее тентом, то можно укрываться от дождя. Сделали несколько разных качелей.

Большая часть сделана из подручных материалов. Бревна, например, приплыли — дары залива.

А.В: Мы с Алексеем всё делаем сами. Идеи для строительства мы берем или в интернете, или что-то рождается из того, что мы находим на месте. Кто-то предлагает помощь через группу во «ВКонтакте», иногда кто-то принесет что-то из инвентаря или инструментов, но в основном это наши с Алексеем деньги и ресурсы. Когда нужно сделать что-то сложное, зовем местных жителей. Например, в конце апреля планируем сделать субботник.

Как реагируют местные жители и власти

АС: В 2020 году здесь была бешеная проходимость. Приходят местные, кто-то приезжает из других районов. Это главный показатель.

АВ: Здесь даже опен-эйр проводили — приехала молодежь, поставила колонки и устроила вечеринку. Детские праздники тоже устраивают.

Редкие люди говорят нам: зачем вы траву косите, она ведь всё равно вырастет. Но мы хотим, чтобы здесь было красиво и безопасно, а не как раньше. Иногда говорят, что наши постройки уродские, но мы строим, чтобы люди здесь гуляли и отдыхали. Мы понимаем, что мы не профессионалы, мы не можем учесть всех существующих нормативов и правил — но пишем объявления, чтобы родители следили за детьми, если отпускают их сюда.

Почему мы делаем так много для детей? Мы строим для своих детей и подаем пример другим родителям. А там, где дети, нет места для алкоголя и наркотиков.

АС: Сейчас мы наведываемся сюда раз в два-три дня. После январского поджога начались постоянные вылазки в наш лесок, кто-то сетку порезал. Но пока никого за руку не удалось поймать. Мы с Димой подумали: может, это происходит, так как мы что-то неправильно делаем? Но всё равно такие пакости портят настроение, бывает, пропадает кураж.

АВ: А власти тут ничего не делают. Говорят, земля в аренде у «Плаза Лотос Групп» — с ними и взаимодействуйте. Глава муниципалитета в курсе, по его словам, место стало гораздо приятнее. Но делать здесь никто ничего не собирается.

Какое будущее у «Леска гавани»

АС: Первое, что просится — восстановить то, что уничтожили и сломали, чтобы всё заработало как в прошлом сезоне. Потом хотим сделать все объекты более безопасными, учесть просьбы и отзывы местных жителей.

АВ: Уверен, рано или поздно мы отстоим это место и его переведут в ЗНОП. Тогда это всё нужно будет убрать и построить что-то более достойное Петербурга.

Кроме нас этим местом в юридической плоскости занимается инициативная группа из дома на Приморском проспекте, 137. Мы своими действиями пытаемся показать, что участок востребован и используется как парк и пляж. Есть проекты, которые можно здесь реализовать, сохранив зелень и создав общественно-полезные зоны. Например, обустроить место для купания, занятий фитнесом или йогой, организовать веревочный парк под открытым небом. Необходимо привлечь инвестора, способного вернуть этот участок в парк 300-летия. А город для строительства апарт-отеля может выделить подобный участок далее по набережной восточнее ЗСД, чтобы и волки были сыты и овцы целы.

АС: Если власть решит, что без апарт-отеля здесь не обойтись, то мы, конечно, расстроимся, будем сожалеть, но не сильно — это всё равно опыт в нашей жизни. А пока здесь что-то можно делать, мы будем стараться улучшать наш лесок.

В Коломне собаководы занимаются партизанским благоустройством. Читайте, как они очистили Пряжку, установили урны и засыпали дорожку.

Читайте также партнерский материал «Бумаги» о том, как устроены онлайн-сообщества соседей в Петербурге и какие проблемы в них решают жители района? Рассказывает социолог

Или историю того, как восемь лет назад петербуржцы создали закрытую группу «Петроградская диаспора» — сейчас в ней 4 тысячи человек. Как там договариваются о пикетах и ищут репетиторов и пропавшие двери

Имя изменено по просьбе героя

Апарт-отель планирует построить «Плаза Лотус Групп». В 2016 году компания получила участок по постановлению правительства города. Градостроительный совет неоднократно отказывал компании в согласовании проекта, а архитектор Евгений Герасимов заявлял, что проект по сути является обычным жилым домом.