На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«В обществе возникает культура недоверия». Исследовательница фейков — о том, как фальшивые новости распространяются в соцсетях и почему мы им верим

Как ученые исследуют фейки, почему фальшивые новости распространяются в соцсетях не так, как обычные, и что повышает доверие к ложным сообщениям? Об этом на нашем просветительском фестивале «Кампус» рассказала исследовательница фейков Виктория Взятышева. «Бумага» публикует конспект лекции. Посмотреть это и другие выступления в записи можно по ссылке.

Виктория Взятышева

стажер-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
шеф-редактор подкастов «Бумаги»

Почему в последние годы так много говорят о фейках

— Как показывает график с Google Trends, популярность запроса fake news резко выросла в 2016 году. Примерно то же самое вы увидите, если будете смотреть графики академических публикаций в базах данных научного цитирования: примерно с 2016 года ученые «угорели» по фейкам, начали писать о них статьи и проводить исследования в разных областях — от социологии до машинного обучения. Конечно, фейки — не новое явление, ложная информация в публичном поле существовала, наверное, столько же, сколько само человечество. Но именно концепт фейк-ньюс так прочно проник в общественную дискуссию в последние пять лет.

С чем это связано? На самом деле, можно сказать, что всё началось с выборов в США, на которых победил Дональд Трамп. Тогда фейк-ньюс как концепция стала популярна по двум причинам. Первая связана с тем, что в американской повестке действительно распространялось много фейковых новостей, которые были связаны с предвыборной гонкой. По данным одного из исследований, которое проводилось по горячим следам выборов, у фейковых историй могло быть примерно 760 миллионов просмотров. Это, конечно, очень примерная цифра, которую авторы посчитали, исходя из разных метрик. Тем не менее это дает понимание масштаба феномена.

В то время стал популярным другой концепт — постправда. Оно даже стало словом года по версии Оксфордского словаря в 2016 году. Этот термин подчеркивает, что правда теряет свое значение по сравнению с нашими взглядами и убеждениями. То есть мы строим свои суждения, в большей степени основываясь на личных взглядах и эмоциях, чем на объективных фактах.

Что такое фейк-ньюс и какими они бывают

— С термином «фейк-ньюс» было довольно много проблем. Некоторые исследователи даже стараются от него дистанцироваться, использовать другие аналоги — например, «дезинформация». Потому что Трамп называл фейк-ньюс всё, что ему не нравилось (это, кстати, вторая причина, почему фейк-ньюс стали так активно популяризироваться после выборов в США). В The Independent писали, что порядка 2 тысяч раз Трамп использовал слово «фейк-ньюс» в отношении журналистов и медиаорганизаций. И сейчас если кто-то отрицает какую-то информацию, то часто называет ее фейком.

Что же все-таки считать фейком с академической точки зрения? Есть разные определения, но они базово сводятся примерно к следующему: это ложная информация, у которой есть намерение ввести читателя в заблуждение. То есть кто-то написал с целью вас обмануть, не просто случайно сделал ошибку, а намеренно сконструировал ложную информацию. Второе — то, что это внешне похоже на контент новостных медиа, но при этом отличается и по целям, и по производственному процессу.

Помимо сфабрикованного контента в чистом виде есть и другие виды неправдивого контента в интернете. Во-первых, сатира — это, например, юмористические шоу, пародирующие новостные программы, в которых люди тоже придумывают фейковые истории, но у них нет цели вас обмануть.

Во-вторых, ложная взаимосвязь, когда, например, заголовок не соответствует тексту новости, что искажает восприятие информации. Может быть также ложный контекст, когда новость правдивая, но у нее фальшивый бэкграунд.

Бывает, что информация просто вводит в заблуждение, когда выборочно подсвечиваются какие-то аспекты темы, чтобы создать либо негативное, либо положительное впечатление. Ну и просто манипуляция, когда подменяются факты.

Как распространяются фальшивые новости

— Есть достаточное количество исследований [на эту тему]. Многие из них проводились на примере баз фейков, которые были собраны после выборов в США. Авторы пытались посмотреть, есть ли какие-то особенности в распространении фейковых историй, что их отличает от настоящих. В одном из исследований авторы посмотрели, как распространяются больше 120 тысяч твитов. Они пришли к выводам, что фейки распространяются быстрее, у них больше охваты и пользователи их более охотно репостят, чем правдивые новости.

Есть также еще один интересный паттерн: фейки распространяются с немного другой динамикой. У настоящей новости пик распространения — где-то первые сутки. Новость попала в повестку, к ней возник интерес — и дальше он пошел на спад. С фейками, по всей видимости, дела обстоят не совсем так, потому что иногда интерес к ним имеет несколько пиков, что больше напоминает маркетинговую стратегию, чем журналистскую. Еще одно исследование говорит о том, что фейки неоднократно возвращаются в повестку, причем в течение длительного промежутка времени и в чуть измененном виде: например, добавляются новые детали.

Фейки отличаются и тем, кто их распространяет. Если смотреть на настоящие новости, то среди самых значимых распространителей, по данным исследований, могут быть журналисты, инфлюенсеры, медиаорганизации. А в случае с фейками такими наиболее влиятельными распространителями иногда оказываются аккаунты условных ноунеймов.

Несмотря на миллионные охваты и скорость распространения, всё равно нельзя сказать, что фейки — это повальное явление. К счастью, это не так. Считается, что аудитория фейков достаточно сконцентрированная, то есть количество пользователей, которые по какой-то причине потребляют больше фейков, чем остальные, не так велико.

Можно предположить, что фейки распространяют боты. Но на самом деле они распространяют и настоящие новости. В случае с фейками их пропорция не настолько велика, чтобы это отвечало на 100 % дезинформации в интернете. Скорее всего, решающую роль играют пользователи, то есть мы с вами, люди, которые просто верят этим новостям и ими делятся.

Виктория Взятышева на фестивале «Кампус». Фото: Александр Палаев

Почему люди делятся фейками

— Это непростой вопрос, на который есть разные ответы. С одной стороны, люди делятся информацией, которой и правда доверяют, но нужно понимать, что в шеринговом поведении задействовано много разных факторов. Потребность поделиться контентом может быть связана с разными мотивациями: это и необходимость проявить какую-то активность онлайн, и чувство FOMO.

Одно из исследований пришло к выводу, что люди старшего поколения делятся фейками в семь раз чаще, чем люди младших возрастных групп. Возможно, это связано с уровнем медиаграмотности. Кроме того, часто фейками делятся люди с более консервативными, правыми взглядами, и на самом деле значительная часть фейков как раз на эти взгляды и ориентирована.

Кому вообще выгодны фальшивые новости? Это могут быть криминальные, террористические организации, активистские и политические организации, сторонники конспирологических теорий. Журналисты могут опубликовать ложную информацию — намеренно и ненамеренно. Допустим, какой-то фейк циркулирует в медиа, кто-то его недостаточно проверил и опубликовал как правдивую новость. Есть и просто люди, которым по какой-то причине выгодна дезинформация. Распространять фейки могут также пользователи, которым за это платят. Или просто люди, введенные в заблуждение.

Что плохого в фейках

— Фейки — это ложная информация, которая ведет к вполне реальным последствиям. Один из таких примеров — «Пиццагейт». В 2016 году распространялись конспирологические теории о том, что якобы окружение [Хиллари] Клинтон связано с сообществом педофилов. Люди, которые верили в это, решили, что штаб-квартира сообщества находится в пиццерии Comet Ping Pong, потому что Клинтон переписывалась с директором этой сети и обсуждала какое-то благотворительное мероприятие, а переписка утекла в интернет.

Всё закончилось тем, что, во-первых, директор сети получал большое количество угроз, а во-вторых, в один день молодой мужчина пришел в пиццерию и открыл там стрельбу. Слава богу, никто не пострадал. Но он сказал, что был взволнован новостями и решил разобраться сам. Это вполне реальные последствия и конспирологии, и фейков, и вообще дезинформации в соцсетях.

Какие еще есть последствия? Фейки снижают доверие к нормальным медиа, да и вообще к разным социальным институтам. А когда мы не доверяем никакой информации, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Особенно в период сложных событий, как, например, сейчас, в пандемию.

Помимо этого, фейки искажают общественное мнение. Понятно, что если мнение основано на некорректных фактах, то оно будет специфическим. Фейки создают чувство цинизма и отчужденности, в обществе возникает культура недоверия. Наконец, они приводят к поляризации мнений, что мешает адекватной дискуссии.

Почему же мы верим фейкам

— Многие ученые приходят к выводам, что мы более охотно верим той информации, которая соответствует нашим взглядам и убеждениям. Такое искажение называется склонностью к подтверждению своей точки зрения.

Но иногда [на доверие фейкам] влияет не только наша позиция, но и в целом те мнения, которые распространены в обществе. Наша лаборатория проводила международный эксперимент, исследующий то, как люди воспринимают фейки в России, Украине и Казахстане.

Мы показывали пользователям реальные и фейковые новости про другую страну. Например, российским участникам — про Украину или Казахстан, а украинским и казахстанским — про Россию. И смотрели, что влияет на доверие. Мы условно разделили новости в каждой стране на те, которые вписываются в доминирующий нарратив и не вписываются. В России доминирующий дискурс в большей степени соответствует риторике проправительственных СМИ, а альтернативный — независимых. Выяснилось, что люди охотнее верят новостям, которые вписываются в доминирующую систему координат. Это показывает, что не только наши собственные убеждения, но еще и общий информационный фон оказывает влияние на нас.

Какие факторы повышают доверие 

Нехватка аналитического мышления. Его наличие помогает разбираться в информации, отличать правду от фейка. Причем играет роль не только то, что одни люди более склонны к аналитическому мышлению, а другие — менее. Важно и как человек воспринимает новость в процессе чтения: например, старается ли он критически оценивать сообщение, задумываться, правдиво оно или нет.

Догматизм. Группа исследователей, которые проводят много экспериментов с фейками, выяснили, что на доверие дезинформации влияют такие факторы, как, например, склонность верить каким-то нерушимым истинам или то, что они назвали склонностью наделять глубоким смыслом бредовые убеждения. То есть когда вы приписываете глубокий смысл какой-то рандомно сгенерированной фразе.

Эмоциональное состояние. Если вы в момент чтения новости подвержены сильным эмоциям, это немного затуманивает разум, и вы менее критически подходите к информации. Думаю, это универсальная черта всех нас.

Низкий уровень информационной грамотности и понимания медиапроцессов. Кто-то [из исследователей] находит подтверждение, что медиаграмотность влияет на доверие фейкам, кто-то нет, но всё равно есть свидетельства того, что, когда люди понимают медиакультуру, знают, как распространяется информация, они лучше определяют правдивость новостей.

Доверие к новости повышается, если мы ее уже видели. Если вы где-то случайно увидели фейк, это может создать ложное ощущение правдивости, потому что вы уже с этой информацией сталкивались. Кстати, то же относится, например, к шерингу новостей: если мы видели новость, то наше желание ее пошерить тоже может увеличиться просто потому, что эта информация нам знакома.

Как распознать фейки

— Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что учесть всё, что каким-то образом влияет на наше доверие, достаточно сложно. Но есть некоторые признаки, которые могут вызвать подозрение, что перед вами фейк.

Любой из этих пунктов не означает, что новость — фейк, но он должен заставить вас задуматься и, возможно, усомниться. Если источники только анонимные, это может быть подозрительно. Нормальные медиа тоже, бывает, ссылаются на анонимные источники, но часто подчеркивают, что не могут раскрыть личность по каким-то причинам. В фейках, скорее, это будет наоборот, обходиться стороной.

Фейки часто давят на наши эмоции, а не на рациональность. Поэтому если в информации, которую вы читаете, много эмоциональных слов, но мало конкретики, это тоже может вызвать подозрения. Когда журналисты освещают какие-то ЧП и информации действительно мало, у них тоже не всегда есть все детали и конкретики может не хватать, но для качественных медиа считается хорошим тоном это подчеркнуть: например, написать «имя этого человека пока неизвестно» или «точное место трагедии устанавливается». В фейковых новостях зачастую такие детали опускают умышленно.

Надо смотреть другие источники. Если есть возможность проверить информацию в другом месте — на сайтах общественных организаций, в других СМИ, в соцсетях героев той или иной истории, — всегда нужно это делать.

Фейки в основном ориентированы на эмоции, в них часто разжигаются какие-то проблемы. Если вы понимаете, что новость пытается вас спровоцировать что-то ненавидеть, это тоже может быть признаком фейка.

Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» при поддержке Европейского союза запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»


Откуда берутся слухи про чипирование, как фейки о бесплатных лекарствах рекламируют БАДы и можно ли зарабатывать на фактчекинге в России? Рассказывает сооснователь Fakecheck.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх