На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    Как? у этих же жительниц красноярска Самоё Лучшоё в МИРЕ образование!!!! они же умнее же Всех мошенников в мире!!!В Красноярске сот...
  • ПавелЗзаварзин
    И сколько этот бардак будет продолжаться??? Ау!МВД России публик...
  • Ингерман Ланская
    почти пустое занятие - если мозгов нет , трансплантацией не вложишьВ Твери полицейск...

Петербурженка собирает книги для сельских библиотек и проводит семинары для сотрудников. Как появился проект «Клуб книгодар»

В Петербурге с конца 2020 года работает проект «Клуб книгодар», который помогает сельским библиотекам Ленобласти и других регионов. Волонтеры собирают книги и передают их в деревни, где фонд зачастую не обновляется по много лет. Для библиотекарей также проводят семинары — например о том, как из планового мероприятия сделать праздник для всей семьи.

Создательница проекта Надежда Орлова рассказала «Бумаге», как появился «Клуб книгодар», почему в селах больше всего радуются детским книгам и какие библиотеки Ленобласти стоит посетить.

Надежда Орлова

Заведующая Библиотекой роста и карьеры ЦБС Московского района, создательница проекта «Клуб книгодар»

Как в Петербурге создали проект помощи сельским библиотекам

— Осенью 2020 года у «Новой газеты» вышел текст про деревню Повалихино в Костромской области. В нем рассказывали о местных жителях, в том числе о библиотекаре Марине Смирновой, которая попросила всех желающих отправлять книги для местной библиотеки: «Пусть завалят нашу почту, мне не лень сходить, это рядом с моим домом. Иначе как тут еще жить». Последняя фраза меня очень тронула, и в День волонтера, 5 декабря 2020 года, мы в Библиотеке роста и карьеры тоже объявили сбор [книг] для Повалихино.

Посетители просто завалили нас книгами, мы отобрали около тысячи. Нашлись замечательные девушки — обычно они помогают бездомным животным и приютам, — которые согласились на своей машине довезти всё до деревни. Мы загрузили Kia практически под крышу. Девушки вернулись оттуда совершенно одухотворенные, а нам всё продолжали нести книги.

Потом мне написала читательница Ирина, которая попросила помочь знакомым, работающим в поселковых библиотеках в Кировской области — их не комплектовали чуть ли не с 2000 года. Мы собрали книжки, Ирина нашла фуру. Всю ночь вылавливали водителя в разных частях города, чтобы книги доставили.

Сбор книг

Вторая часть истории: я ездила в Российскую государственную библиотеку для молодежи в Москве, где рассказала, как мы работаем с пространством и посетителями, и после этого меня несколько раз просили выступить в других местах. Так я оказалась в межпоселковой библиотеке Волховского района.

Это двухэтажная избушка практически с отсутствием удобств. При этом там неплохой фонд, а еще есть отдел комплектования с книгами, которые нужно передавать в деревенские библиотеки. Внутри стоят именные стеллажи для каждой из библиотек района. На одних — по 20–30 книг, на других по пять, на третьих — ноль, то есть какие-то библиотеки вообще не получают книги, денег на всех не хватает.

Когда мы собирались помочь деревне Повалихино, то не думали, что замахиваемся на что-то большое. Но сложив всё, изменили мнение, и решили помогать разным библиотекам.

Как волонтеры собирают книги и проводят семинары для библиотекарей

— Если прийти в библиотеки с улицы и предложить бесплатно их укомплектовать, они не обрадуются. Вдруг ты сектант или хочешь подсунуть экстремистскую литературу? Поэтому в начале я обратилась в ОНФ — знаю, многие сторонятся сотрудничества с общественно-политическими организациями, но ОНФ не про власть, а про реальную помощь. С их помощью мы направляем официальные запросы руководству районов, в отделы культуры, чтобы договориться о первых встречах, а дальше работаем сами.

Сейчас у нас есть «Клуб Книгодар», который помогает собирать книги для библиотек. Пожертвование можно сделать в шести точках в Петербурге. Есть также «Полки добра» — конструкции с книгами, которые мы ставим в точках с большой проходимостью, если поблизости нет библиотеки. Они есть в Агалатово, в школе-интернате деревни Худанки, а после майских появятся в Волховском районе и Псковской области.

В планах запустить также «Контейнеры добра» — современные культурные пространства с библиотеками на базе морских контейнеров. Тут должна быть добрая воля глав поселений: нужна помощь с арендой участка и деньги на сотрудника, который мог бы там работать.

Наша программа направлена на системную помощь, потому что, к сожалению, новые книги не всегда способны оживить библиотеки. Мы придумали книжный аудит: приходим в библиотеку, смотрим, насколько читателю там удобно, и предлагаем, как можно всё улучшить. Как правило, это делается по просьбе руководства.

Сейчас в библиотеках редко, но всё же встречается тип отношений, когда библиотекарь поучает читателя: «а вы что, в школе не прочитали эти книги?» Такого быть не должно. Ты можешь быть любого возраста, любого социального статуса, но в библиотеке тебе должны быть рады. К счастью, мы уже на этом пути.

Семинар для сотрудников библиотеки

Кроме аудита у нас есть семинары, на которых мы делимся лайфхаками, показавшими эффективность у нас в БИРО. Учим играть с книжным фондом, налаживать навигацию и работать с пространством. Некоторые сельские библиотеки не готовы менять формат работы — это такое тихое место, где всё стоит на своих местах и посетители не нужны, потому что [если никого не будет, то] никто не перевернет комнатные цветы и не будет дергать за хвосты котов.

Какие книги чаще всего жертвуют в библиотеки и почему не все из них принимают

— Люди считают, что сельские библиотеки — это такие пространства с пустыми полками, где сидит без книг плачущий библиотекарь и бегают мыши, но ничего подобного! Сельские библиотеки — это и деревенские избушки, и «тупички» в ДК, и вторые этажи школ, и первые этажи советских домов, и даже квартиры. Они под завязку набиты книгами, но, увы, зачастую со страницами желтого цвета, из плохой газетной бумаги, с серыми картинками, плохим шрифтом и чаще всего морально устаревшими.

Особенно печальны полки с научно-популярной литературой: средний год издания — 1960–80-е годы. По сути, это уже никому не нужная макулатура, и библиотекари были бы рады от нее избавиться, но тогда надо что-то ставить взамен, а нечего.

Библиотека в Псковской области

Чаще всего люди несут нам старые книги из домашних библиотек с формулировкой «нам не нужно, а выкинуть жалко». Но сельским библиотекам с их маленьким метражом больше нужны свежие книги, особенно большой спрос на переиздания классики, современные детские и подростковые книги от издательств «Розовый жираф», «Поляндрия», «Самокат». Одна книга стоит 800–900 рублей, а на комплектацию библиотеки в год всего могут выделить около 8 тысяч — по идее, хватит на десять хороших детских книг, но кто одобрит такую дорогущую покупку? В итоге покупают побольше и подешевле.

Из тысяч пожертвованных книг в библиотеки попадает меньшая часть, самая свежая, остальные — букинистам. Мы довольно часто вытаскиваем из стопок с пожертвованиями сектантскую литературу, хорошо, что у нас организован строгий отбор. А однажды нам передали сборник журналов MAXIM.

Какие библиотеки Ленобласти стоит посетить

— В Ленобласти есть библиотеки, которые абсолютно конкурентоспособны с пространствами Петербурга. В Тихвинском районе есть библиотека «Тэффи» — там на входе тебя ждут две березы, обмотанные ярким вязаным шарфом, который связали читатели. Эту библиотеку открыл местный застройщик: укомплектовал ее и передал администрации. Там прекрасный фонд, есть лифт, который подходит для людей с инвалидностью. Сейчас «Тэффи» подала заявку на нацпроект «Культура», чтобы в том числе купить робота, который выдавал бы книги. В Петербурге такого нет.

Вторая история, характерная для Ленобласти, — на базе библиотек создают молодежные коворкинги. Там есть не только столы и стулья, но и вся оргтехника, переговорные комнаты, конференц-залы, кухни и даже стиральные машины. Всё это доступно либо бесплатно, либо за небольшую сумму. Отличнейшая идея! На эти услуги пока мало спроса, а в Петербурге туда бы стояла очередь.

Сейчас мне хочется, чтобы как можно больше людей присоединились к проекту «Книгодар» в Петербурге, потому что шести площадок не хватает. У нас просят книги для библиотек сельских школ, детских больниц, летних школ и лагерей, детских домов. Многим сельским библиотекам в дальних районах Ленобласти нужно помогать детскими, научно- популярными книгами и настолками. Просят книги и из других регионов: Псковской области, Адыгеи и Республики Марий Эл. У нас уже выстроилась очередь.

Лучшая реакция [сельских библиотекарей] — когда они вытаскивают книги из сумок и замирают с открытыми книгами в руках. Но самая желанная — когда нам говорят: «нет, спасибо, у нас все есть, сами готовы делиться книжными дарами с другими».

Как помочь проекту «Клуб книгодар»:

  • принести новые книги в точки сбора в Петербурге;
  • отвезти собранные книги в сельские библиотеки;
  • исследовать библиотеки разных районов Ленобласти (сделать фотографии, пообщаться с сотрудниками). 

Каково работать хранителем музея в небольшом городе или деревне? «Бумага» публикует интервью с сотрудницами «Дома станционного смотрителя», усадьбы «Рождествено» и других музеев Ленобласти.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх