На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В «Манеже» открыли персональную выставку Recycle Group. С искусственным лесом из пластика, дополненной реальностью и цифровыми предсказаниями будущего

В ЦВЗ «Манеж» открыли большую персональную выставку Recycle Group — творческого объединения Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, лауреатов премии Кандинского и участников Венецианской биеннале 2017 года. В пространстве выставили объекты дополненной реальности, скульптуры из пластика и оптоволокна, а на втором этаже и вовсе высадили искусственный лес.

«Бумага» осмотрела экспозицию и послушала художников. Читайте, как на выставке можно получить предсказание своего будущего, какие объекты невозможно увидеть без мобильного приложения и что включили в параллельную образовательную программу.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.

Адрес: ЦВЗ «Манеж»

Время работы: с 16 июля по 15 сентября

Билет: 300 рублей

Ссылка: manege.spb.ru

Что можно увидеть на выставке?

Recycle Group — творческий тандем художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Это одна из самых известных российских арт-групп: в 2010 году авторов отметили Премией Кандинского, а в 2017-м они стали участниками Российского павильона на 57-й Венецианской биеннале современного искусства. Персональные выставки группы проходили в Москве, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и других городах мира.

Название проекта появилось в 2008 году, после первой персональной экспозиции Блохина и Кузнецова в московском центре «МАРС». Ту выставку художники назвали «проектом Recycle» — экспонаты были сделаны из полиэтилена, винила, пластика и других материалов, предполагающих вторичную переработку. Участники Recycle Group используют их и сегодня — например, работа «Замкнутые системы» сделана из пластиковой сетки и металлического каркаса. Объект, представляющий собой кольца из скульптур в виде человеческих тел, вывесили на фасаде «Манежа».

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги»

Со временем художники освоили и другие направления: от дополненной реальности до нейронных сетей. Выставка в «Манеже» показывает зрителям весь спектр творчества Recycle Group: так, работа «Контейнер. Медитация» — это пластиковая скульптура, в которой человеческая фигура с мобильным телефоном в руке как бы врастает в мусорный бак. Левее можно увидеть экспонат другого толка — объект из акрила «Шаблон человека. Facebookian». Осмотреть его полностью можно лишь в дополненной реальности: мобильное приложение позволяет увидеть, как на фоне акрилового камня появляется силуэт человека.

Как и прошлые выставки в «Манеже», экспозиция New Nature архитектурно разделена на несколько обособленных разделов. Начинается осмотр с аванзала — входной площадки со светящейся аркой, которая отражается в металлических листах на полу. Сама арка отсылает к воротам тории из японских синтоистских святилищ, а отражение дополняет физический объект: арка превращается в овал или ноль.

Остальное пространство первого этажа разбито на три сектора: левую и правую галереи, а также центральный зал. Слева можно увидеть, к примеру, акриловые скульптуры из серии Blocked content, показанной в Венеции в 2017 году. Это сложные геометрические формы, через которые «прорастают» фрагменты человеческих тел: руки, ноги, лица. Увидеть фигуры полностью можно только в дополненной реальности.

Справа посетители выставки могут увидеть более свежие работы Recycle Group — предметы из цикла «Открытый код», лайтбоксы из алюминия и пластика со светодиодной подсветкой. Это объекты сделаны из пластиковой сетки и поликарбоната: люди на фоне рубильников и проводов будто бы ведут борьбу за жизнь с роботами и искусственным интеллектом.

Второй этаж выглядит более цельным — всё пространство заняли несколько инсталляций, самой масштабной из которых стала работа «Лес истекших ссылок»: искусственный лес из пленки и пластика. Посетители могут прогуляться по аллеям, послушать пение цифровых птиц и полюбоваться яркими панелями по обе стороны от искусственных деревьев.

Андрей Блохин
художник, участник Recycle Group

— Очень благодарны Манежу: мы вместе работали несколько лет, это самый большой проект, который мы делали. Это выставка про сейчас и про завтра, про нашу жизнь и про этику, про взаимодействие человека с машиной.

Фото: Ирина Колпачникова

Чем интересна экспозиция?

Выставка Recycle Group посвящена важным феноменам XXI века: виртуальной реальности, трансформации личности под влиянием новых технологий, сосуществованию людей и машин. В конечном счете, авторы обращаются к проблеме искусственности: чем темный лес на втором этаже выставочного комплекса отличается от настоящего леса и как отличить копию от оригинала?

Темы дублирования и гибридности подчеркивает обращение авторов к уже известным формам и произведениям искусства — например, Центральная галерея первого этажа отсылает к клуатрам, внутренним дворам средневековых монастырей. В центре этого импровизированного двора находится чаша — аналог «святых колодцев», сделанный из оптоволокна, светодиодов и акрила. Другими примерами этого подхода можно назвать «Сад расходящихся камней» на втором этаже и серию деревянных объектов «Ноев ковчег». Авторы переосмыслили классические символы (японский сад камней и библейское судно), поменяв материалы или форму объектов.

В работах Блохина и Кузнецова есть и другие отсылки: к примеру, дефрагментация человеческого тела похожа на нечеткие фигуры британского скульптора Генри Мура. Ярче всего это стремление художников разделить человека на части и обломки прослеживается в диптихе «Просветитель 12» — фрагменты человеческих фигур выступают из белого пластика, а сам сюжет очень напоминает футуристическую версию сонета Перси Шелли «Озимандия».

Оформление такого проекта, конечно, не могло быть традиционным — на выставке в «Манеже», например, отказались от классических сопроводительных текстов. Краткую аннотацию можно найти в аванзале, остальной контент доступен только по QR-кодам. Впрочем, и этих ссылок недостаточно для того, чтобы получить полное представление об экспозиции: объекты дополненной реальности зрители увидят только с помощью специального мобильного приложения. Скачать его можно в выставочном зале или заранее, на сайте выставки. Там же представлен и аудиогид.

Павел Пригара
директор ЦВЗ «Манеж»

— Мы должны были делать эту выставку еще в 2020-м, но понятные обстоятельства перенесли ее на этот год. Мне кажется, из-за этого художественный проект стал только лучше и глубже. Важная особенность экспозиции — на ней нет текстов: полное впечатление можно получить только используя свои гаджеты.

Интерактивность — важная часть проекта. Многие работы Recycle Group не статичны: понаблюдать стоит, например, за работой в Центральной галерее, которая показывает путь невидимого человека. Кто-то оставляет следы на поверхности, но самого прохожего нет: ни в физическом, ни в виртуальном измерении.

Кроме того, в «Манеже» можно увидеть несколько скрытых от посетителей помещений. Одно из них оказывается муляжом: созданные по образу входной арки в одну из парижских церквей врата никуда не ведут. Еще одна дверь скрывает помещение, наблюдать за происходящим в котором можно только с помощью мобильного приложения.

А вот две двери в самом начале оказываются рабочими — за ними скрываются комнаты, где показывают предсказания будущего, основанные на вашем цифровом следе. Варианта два: можно дать приложению доступ к профилям в социальных сетях или загрузить в него свои фотографии. После этого нужно выбрать один из сценариев: позитивный или негативный. На основе загруженных данных нейросеть сформирует персонализированный видеоролик.

Почему это нужно увидеть?

New Nature — крупнейшая персональная выставка арт-группы за всё время ее существования. Работу над ней авторы вели вместе с командой Манежа, только Recycle Group привлекла к созданию экспонатов порядка 40 человек.

Экспозицию готовили около двух лет, а саму идею художники вынашивали еще дольше: концепция проекта несколько раз трансформировалась. В своих работах художники рассуждают о возможности взаимодействия естественного разума людей и искусственного разума машин: зрителя фактически ставят на место программы, алгоритма, который считывает информацию об окружающем мире.

К выставочному проекту Recycle Group подготовили обширную образовательную программу: с арт-медиациями для школьников, лекциями о космонавтике и экологии и другими событиями. С докладами, посвященными новому искусству, цифровым технологиям, глобальным изменениям окружающей среды и научным инновациям выступят художники и ученые: биолог Тимофей Глинин, искусствовед Александра Данилова и другие спикеры. Актуальное расписание лекций будут публиковать на сайте «Манежа» и на лендинге выставочного проекта.

Три факта о выставке

  • Одна из первых выставок, в которой приняли участие художники, прошла тоже в Манеже — в 2006 году, еще до реконструкции выставочного зала. Это был VI Международный фестиваль экспериментального искусства инсталляции и перформанса.
  • Recycle Group принимает участие еще в одной громкой петербургской выставке этого лета — с работами Энди Уорхола и российских авторов в «Севкабель Порту». Там представлена «Сцена из супермаркета», сделанная из пластиковой сетки.
  • На сайте выставочного проекта публикуют снимки бэкстейджа. Фотографии монтажа экспозиции можно найти и в .

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp

Скачивайте, читайте советы «Бумаги» и пользователей, а также делитесь своими рекомендациями. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Дополнительный контент — фото, видео и аудио — публикуют на сайте проекта, который будет работать вплоть до завершения выставки. Кроме того, стоит изучить сайт Recycle Group: там представлены фото других работ художников.

Запись паблик-тока с участием авторов можно найти на ютьюбе, а интервью с Андреем Блохиным — в издании «Собака.ru». Еще одну работу арт-группы — инсталляцию Detected Persons — выставили в пространстве «Третье место», осмотреть ее можно бесплатно.


Читайте другие тексты «Бумаги» о петербургских выставках этого лета: ретроспективе Ивана Шишкина в корпусе Бенуа, работах Энди Уорхола в «Севкабель Порту» и сайнс-арте в Колтушах.

Этим сочетанием художники хотели показать синтез материального и духовного миров: «Место, в котором душа покидала тело, противопоставлено мусорному баку, в котором материальные фрагменты нашей жизни перерождаются в цикле переработки».

Отсюда и название работы — «Ноль». Это отсылка к двоичному коду, который используется в программировании: в основе сложных алгоритмов и программ лежат только два символа — ноль и единица.

Сад камней сделан из кварцевого песка, роботизированных платформ и пенополистирола

Форма деревянных «ковчегов» от Recycle Group кажется современной — один из них чем-то напоминает военный корабль

Загружать лучше около 10 снимков: так нейросеть получит больше данных

В создании работ Андрею Блохину и Георгию Кузнецову помогли их коллеги из разных мест: от родного для художников Краснодара до Франции, где находится офис Recycle Group.

Так называют диалог, возникающий между посетителями выставки при виде экспонируемых работ. Обычно этот процесс модерирует сотрудник музея или выставочного пространства — арт-медиатор.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх